Previous Entry Share Next Entry
"Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия (обзор, ч.2)
oldbotanik wrote in zadornovu_net
Оригинал взят у oldbotanik в "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия (обзор, ч.2)


11.54 - Задорнов вещает, будто в прялках зашифрован древнеславянский календарь. Это звучит особенно забавно на фоне того, что показаны прялки из музея, изготовленные веке в 19 примерно.

13.20 - Юрий Акашев зачитывает легенду о посещении славян Андреем Первозваным. Крутейшие истореки-правдоискатели внезапно забыли, что христианские монахи-летописцы уничтожали славянскую историю и теперь вдруг оказывается, что в летописи написана истинная правда. Хотя на самом деле как раз сюжет об Андрее Первозваном - не более чем легенда.

15.10 - стандартный бред про грязную Европу в противоположность чистеньким, любящим баню славянам. К сведению Задорнова - бани были даже в далекой Исландии: "В состав домашних построек обычно входила кузница, которую, как правило, ставили на отшибе, дабы избежать пожара, а также баня. Бани викингов были парными, вроде современной финской сауны, и их устраивали в специальном домике с замощенным камнями иолом и стоком для отвода воды; здесь имелась каменная печь или открытый очаг, который топили торфом. В них можно было докрасна раскалить камни для парилки. Затем на раскаленные камни лили воду, и баня наполнялась паром. Вдоль стен устраивали что-то вроде иысокой платформы или полка, и те, кто хотел попотеть и самом жару, могли туда забраться. Купающиеся били себя вениками из прутьев. Зачастую банную процедуру оканчивали холодным душем или катанием по снегу. Иногда исландцы мылись и в горячих озерах своих вулканических источников." http://www.bibliotekar.ru/vikingi/3.htm

Далее Задорнов утверждает, будто чумой в Европе из-за грязи страдали. Он только забыл уточнить, что и русские летописи содержат сведения о моровых поветриях "Трагедия разразилась в 6860 г. (=1352 г.) — "бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской". И здесь смерть наступала уже на третий день после заболевания, сводя в могилу множество людей. "Священницы не успеваху тогда мертвых погребати, но во едину нощь до заутриа сношаху к церкви мрътвых по двадесять и до тритцати, и всем тем едино надгробно пение отпеваху...; и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу. И сице бяше по всем церквам. И не бе где погребати мертвых..." Некоторые богатые люди пытались отдать свое имущество нищим, но никто его не брал — "аще бо кто у кого возметь, в той час неисцелно умираеть". Попытки ухаживать за умирающими также заканчивались плачевно для здоровых, поэтому многие из людей контактов с зараженными избегали. Напуганные донельзя постигшей их бедой, псковичи обратились к архиепископу Новгородскому Василию с надеждой получить его благословление. Владыка, вняв слезным мольбам, побывал в Пскове, а 3 июня на обратном пути сам умер на р.Узе, сраженный коварным недугом. "Промыслом Божиим" смерть простерла свои крылья над Новгородом и всеми подвластными ему землями. И здесь за короткое время "многое множество безчислено людей добрых умре". Чума в тот же год "по всем землям походи". Опустели Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль. Как свидетельствует летопись, в Глухове и Белоозере вообще ни одного жителя не осталось — "вси изомроша". Так похозяйничала "во всей земле Русстей смерть люта, и напрасна и скора; и бысть страх и трепет велий на всех человецех" (ПСРЛ-10 1965: 223-224)." http://krotov.info/history/14/2/350russ.html

​15.50 - упоминается известная фальшивка - письмо княгини Анны Ярославны. Отличительная черта фрик-хисториков - старательно отмахиваться от подлинных источников и слепо верить фальшивкам. Совсем как в предыдущем фильме о Рюрике, где Задорнов ссылался на поддельную Иоакимовскую летописи

​17.43 - появляется некий сотрудник Смоленского музея. Но, РА-зумеется, он ни слова не сказал о скандинавской колонии Гнездово возле Смоленска, ведь в таком мракобесном фильме нельзя упоминать об одном из крупнейших поселений викингов в Европе.

18.20 - Юрий Какашев называет росов восточными славянами, хотя абсолютно все средневековые авторы (кроме араба ибн-Хордадбеха) четко различали русов и славян, причем у русов отмечали скандинавские имена и скандинавскую обрядность (пример - знаменитое описание ибн-Фадлана, о котором, кстати, в фильме ни слова: http://ulfdalir.ru/literature/735/781)
19.00 - появляется Толя Клесов, которого больше в фильме не покажут. К огромному сожалению, никакой особой ереси он вякнуть так и не успел.

19.45 - "Кирилл написал Паннонское житие, где сам признал..." - автор жития на самом деле анонимный, это были, предположительно, либо Климент Охридский, либо кто-то из других учеников Кирилла и Мефодия, а не сам Кирилл. Далее Задорнов врёт, будто Кирилл упросил патриарха послать его к славянам проповедовать. На самом деле, согласно житию, сам моравский князь Роман попросил прислать проповедника: "Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит» http://old-ru.ru/03-42-1.html
а "русские письмена" - это опечатка, на самом деле имелись ввиду сирийские ("сурские").

21.00 - Задорнов показывает "древнеславянскую буквицу" из 49 букв, ни единой древней надписи на которой не существует.
21.40 - знаменитая ваза из Гнездова в кадре. Задорнов врёт, будто это доказательство докирилловской письменности у славян, но отчего-то надпись сделана как раз кириллицей и относится к первой четверти 10-го века (подробнее: http://annales.info/rus/pism/medyn98.htm), а Кирилл умер в 9 веке, задолго до того как. Вот кто-нибудь из вас умеет так качественно перевирать научные данные сразу после диалога с музейным работником? Учитесь, слабаки.
23.30 - вопли о том, что кругом враги и все пропало. Зрители сидят завороженные.
23.50 - Задорнов в кольчуге поверх майки-алкоголички братается с алкотуристами, изображающими реконструкторов, изображающих древнерусскую дружину. Какой нормальный рекон согласится сниматься в фильме у мракобеса - я затрудняюсь предположить, эти ребятушки навсегда опозорили свой клуб.
29.00 - Задорнов ищет в учебниках инфу об Олеге и негодуэ по поводу малого количества инфы о нем. Затем негодуэ по поводу скудости летописей, хотя о том же Рюрике в ПВЛ упоминается несравнимо меньше, чем об Олеге. Но это не мешало Задорнову в прошлый раз нести бред о Рюрике, как он несет сейчас об Олеге
31.30 - "ни о ком из князей древнерусских не создано столько легенд, сказаний, песен" - на самом деле об Олеге нет ни единой былины, например. Былины и вовсе из дренверусских князей не знают никоого раньше Владимира. Попытки усмотреть в Олеге прообраз Вольги Святославича, как дальше будет врать Задорнов, не соответствуют биографиям этих деятелей - ничего достоверно похожего в биографиях нет.
33.35 - "это ложь, что он был скандинавом-викингом" - да кто бы сомневался, что Задорнов упустит возможность покукарекать про норманскую теорию. Естественно, не обошлось без обвинений в адрес Миллера, Байера и Шлецера, мол, проклятая немчура намеренно искажала историю, объявив варягов шведами. На самом деле это говорит как раз о непредвзятости и научной честности немецких историков - ведь они на роль создателей руси определили не своих соотвечественников-немцев, а чужих им шведов. До идей пангерманизма было еще далеко, но Задорнову-то откуда знать.

36.05 - Появляется известная шарлатанка Лидочка Грот, утверждающая, будто скандинавское имя Олега-Хельги - неполное, уменьшительное, а потому его никак не мог носить князь. Вот только почему-то в источниках Хельги частенько встречаются и являются не абы кем, а представителями правящих родов, конунгами, стало быть, "неполность" имени никого, кроме полоумных тараканов в голове Грот, не интересовала: "Наибольшую известность в германском мире имели три персонажа героического эпоса. Первый — представитель легендарной датской (зеландской) королевской династии Скьёльдунгов Хельги. Он впервые упоминается в англо-саксонских поэмах «Видсид» (VIII в.) и «Беовульф» (VIII в.) как Halga Til — Хальга Сильный. Позднее о нем говорят Саксон Грамматик, Снорри Стурлусон, «Сага о Скьёльдунгах» и ряд саг о древних временах.
Два других Хельги являются героями комплекса эддических так называемых «Песней о Хельги»: Хельги сын Хьёрварда и Хельги сын Сигмунда, Убийца Хундинга.
Восстановление исторического или историко-культурного ядра этих сказаний (если таковое имелось) крайне гипотетично, но, возможно, они имеют датское происхождение. С героико-эпической традицией связаны также еще три менее известных персонажа. Два из них выступают в сюжетах героического сватовства: это Хельги, конунг Халогаланда, сватающийся к дочери короля финнов Гуси, обладателя волшебных стрел (которые затем оказываются у Одда Стрелы), и Хельги, жених дочери датского конунга Фродо по имени Хельга, который проходит ряд героических испытаний. Третий Хельги включен в мотив поединка двух сводных братьев, который, вероятно, восходит к германской «Песни о Хильдебранте»" http://norse.ulver.com/articles/melnikova/oleg.html

37.00 - Задорнов считает ненаучным судить о национальности по имени и приводит в пример заимствованные у греков имена. Старому балбесу невдомек, что имена не просто так появляются - греческие имена пришли на Русь с распространением христианской культуры и византийскими миссионерами. Скандинавские же - с варягами, составившими слой древнерусской правящей элиты. Выбор имени у древнерусской аристократии не был случайным, подробности можно узнать из замечательной работы Ф. Б. Успенского и А. Ф. Литвиной " Выбор имени у русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики": http://www.inslav.ru/resursy/elektronnaya-biblioteka/969--x-xvi-2006

Примечательно и практически полное отстутсвие славянских имен у древнерусской элиты до Святослава. Не менее примечательны имена и послов Олега в русско-византийском договоре - 13 из 15 встречаются в скандинавских сагах и рунических надписях: " Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского" http://oldbotanik.livejournal.com/2765.html


38.20 - Задорнов врет, будто в словаре Даля урмане названы славянами, "жившими на севере, в очищенных от леса местах". Поскольку есть он-лайн версии словарей Даля, можно легко убедиться, что слова "урмане" там вовсе нет: http://slovardalja.net/view_search.php  есть слов урман - хвойный лес.

?

Log in

No account? Create an account